Застёжка-молния (далее молния) состоит из трёх элементов: 1. Спираль = Змейка 2. Тканевая лента = Основа 3. Бегунок = Собачка
Первые два элемента прочно скреплены между собой, бегунок является съёмным элементом, выполняющим при движении сцепление-расцепление молнии.
Спираль бывает капроновой или металлической. Автор считает, что для обуви предпочтительнее молнии с капроновой спиралью, а для кожаных курток металлическая. Для обуви предпочтительнее сапожная капроновая молния – спираль = змейка, но не «тракторная». Тканевая лента непосредственно вклеивается и пришивается к обуви. Если лента изготовлена из недоброкачественной ткани, она порвется, либо в месте соединения со спиралью, либо по пришивному шву. Проверить ткань на прочность можно, протащив её между ногтями указательного и большого пальцев руки, волокна плохой ткани потянутся и поползут.
Бегунок - легкозаменяемая часть замка, по нему нетрудно определить общее качество молнии. Лучшие бегунки имеют выпуклую нижнюю = ремонтный бегунок (направленную внутрь сапога) часть основания. Чем «мощнее» конструкция бегунка, тем меньше вероятность что замок «разойдётся».
На фото сверху: сверху белорусский с выпуклым (усиленным), снизу турецкий бегунок с плоским, основанием. Расположение молнии относительно верха обуви и подкладки имеет первостепенное значение для мягкости хода бегунка. Чтобы бегунок свободно перемещался по спирали молния должна быть вшита без перекосов и волн, (даже если голенище имеет форму гармошки).
Молния пришивается внутренней (ближе к краю кромки) строчкой к верху обуви ( кожаная часть), а внешней = второй строчкой (от спирали ) к подкладке. Так как внешняя строчка отстоит на большее расстояния от спирали, то пришитую этим швом подкладку (мех) легко обрезать подальше от пути прохода бегунка.
Больше половины проблем с быстрым выходом из строя молнии, связано с близким = бес зазорным вшиванием молнии к подкладу, и попадание меха или ниток между званиями и бегунком.
«Липучки» - также, весьма распространенный вид застежек. Чаще применяется в детской обуви. Очень часто выходят из строя по причине маленькой площади сцепления, налипания пыли и ниток на поверхность имеющую крючки или из - за значительного износа ворсистой части липучки.